BMW — машина российская

22 октября сего года в Калининграде состоялась церемония открытия завода по производству автомобилей марок BMW и Land Rover.
Главное — договориться с экстремистами
Самолет на Калининград улетал ранним утром. Когда объявили посадку, я почувствовал раздвоение личности. А пристегнув ремень, понял, что во мне заспорили два антагониста, назовем их условно Западник и Державник (З. и Д.). Заспорили они, естественно, о судьбе российской промышленности.
«Завод BMW в России, — восхищался З., — это инвестиции, рабочие места! Глядишь, научимся работать…». «Дожили… — сокрушался Д., — уже ничего не можем, кроме отверточной сборки. Что с великой страной сделали!».
«Стоп, стоп, ребята…» — с набором высоты возник третий собеседник — я сам, — «так у нас беспристрастного репортажа не получится. Давайте-ка опираться на статистику и факты, а не на эмоции».
«Ладно, — согласились мои экстремисты, — но мы все равно будем вставлять свои замечания, а то без эмоций скучно».
«Только в самом конце и чуть-чуть», — сказал я, — «а то в следующий раз не возьму».
На том и порешили. А самолет уже заходил на посадку в аэропорту Калининграда.
Когда-то здесь строили военные корабли…
Основательно покрутившись по нешироким улицам города, автобус подкатил к большим железным воротам.
Нужное нам предприятие (совместный проект BMW и его российских партнеров ЗАО «Автотор» и АО «Витал») разместилось на территории бывшего судостроительного завода «Янтарь». Какие же машины будут здесь выпускать?
Во-первых, это BMW пятой серии с кузовом «седан». Их «породистый», выразительный дизайн известен всем. Шестицилиндровый двигатель с микропроцессорным управлением и двойной системой газораспределения, алюминиевый многорычажный задний мост, система автоматического контроля устойчивости с регулятором тяги (ASC+T), которая предотвращает пробуксовку ведущих задних колес — все это обеспечивает прекрасные эксплуатационные свойства BMW.
Во-вторых, Land Rover Defender — легендарный вседорожник с турбодизелем, алюминиевым кузовом и необычайно выносливой подвеской. Ведущий свою историю с 1947 года, он непрерывно совершенствовался и был по достоинству оценен службами спасения, скорой помощи, пожарными, фермерами, нефтяниками, газовиками и другими специалистами во всем мире.
Технические характеристики автомобилей приведены в таблицах. А что касается некоторых подробностей, как технических, так и экономических, — о них вы узнаете из уст Первых Лиц, выступавших на открытии.
Итак, добро пожаловать на торжество!
Официальные выступления
«150 млн. американских долларов вложено в этот проект», — заявил Владимир Щербаков, Председатель совета директоров «Автотора». Далее он подчеркнул, что автомобиль BMW был специально адаптирован для российских дорожных и климатических условий — в его конструкцию внесли более 40 изменений. Были «европейцы» для Штатов, были «японцы» для Европы, но для России подобная адаптация проведена впервые. Именно этим отличается данный проект от подобных, уже реализованных в России.
А почему сборка будет осуществляться в Калининграде, на судостроительном заводе? Во-первых, здесь свободная экономическая зона. Во-вторых, квалифицированные кадры. В-третьих, именно так «Автотор» представляет настоящую конверсию: вместо военных кораблей — лучший в мире автомобиль!
Выяснилось, что Председатель совета директоров не приемлет термина «отверточная технология». По его мнению, это словосочетание запущено российскими автозаводами. И здесь позиция у «Автотора» жесткая: мы не меньшие патриоты и считаем, что лучше делать современные автомобили, спроектированные немецкими специалистами, чем выпускать «вчерашний день», только потому, что он спроектирован в России. Да и не бывает «отверток» стоимостью в 150 млн. долларов!
Закончилась речь г-на Щербакова так: мы завершили первый этап работы и можем собирать машины из узлов и агрегатов, прибывающих из Германии. Следующий этап — это внедрение сварки и окраски кузовов здесь, в Калининграде.
А вот несколько любопытных фактов из выступлений члена Правления BMW AG доктора Хайтмана (dr. Henrich Heitmann) и директора по продажам в странах Азии, Океании, Африки и Восточной Европы г-на Пайзена (Lueder Paysen).
Производство за пределами Германии — важная составная часть стратегии BMW. Так компания приближается к потребителям и усиливает свои позиции на рынке. Сегодня BMW имеет представительства в 130 странах мира, а предприятия по производству и сборке машин — в 19-ти странах.
И вот открывается завод в Калининграде. Агрегаты из Германии сюда доставляются всего за 48 часов. Замечательно, что здесь имеется незамерзающий порт.
Мощность нового завода — 10000 автомобилей в год, а до конца текущего года будет выпущено 900 машин. Сейчас в производстве занято 300 человек, в ближайшее время это число увеличится до 500. Что касается ближайших перспектив проекта, то до начала 2001 года в России будет создано 1300 новых рабочих мест.
Российские рабочие прошли обучение на заводах BMW в Мюнхене, поэтому качество машин, собранных в Калининграде, будет полностью соответствовать мировым стандартам.
У завода уже есть крупный заказчик — администрация российского Президента. Там готовы взять 100 автомобилей BMW пятой серии, которые будут изготовлены до конца этого года.
Общее же число автомобилей BMW в России 120000 единиц, из них 50000 приходится на Москву.
Перед собравшимися также выступил посол Германии в России. «Открывая завод в Калининграде, BMW демонстрирует свою веру в будущее России», в частности, сказал он.
Пресс-конференция
Выступления продолжались долго: русская речь переводилась на немецкий и наоборот. Тем временем в цехе ждала заветная ленточка, которую предстояло перерезать. Поэтому организаторы церемонии, к великому неудовольствию журналистов, пресс-конференцию сократили.
Тем не менее, несколько вопросов немецкие и российские журналисты все же задали.
Вопрос. Какие именно изменения внесены в конструкцию BMW российской сборки?
Ответ BMW. Усилена ходовая, машина приподнята над дорогой. Двигатель адаптирован под российское топливо.
Вопрос. Сколько стоит автомобиль, изготовленный в Калининграде?
Ответ BMW. Поскольку таможенные сборы на узлы и агрегаты невелики, машина будет стоить на 15-20 % ниже аналогичной, сделанной в Германии и ввезенной в Россию.
Вопрос. Сколько будет зарабатывать рабочий на калининградском заводе?
Ответ «Автотора». Разработана система, по которой 80% оплаты труда зависит от качества производства. В расчеты заложены следующие цифры: зарплата рабочего средней квалификации — 400 долларов в месяц, рабочего высокой квалификации 600-650, инженера — от 1000 до 1500 долларов в месяц. На этот уровень мы будем выходить постепенно.
Вопрос. Сколько автомобилей надо сделать, чтобы производство было рентабельным?
Ответ «Автотора». Производство рентабельно при выпуске одной тысячи автомобилей год.
Вопрос. В выступлениях говорилось о выпуске 10000 машин в год. Разве возможна продажа на российском рынке такого количества дорогих машин?
Ответ «Автотора». 10000 — это производственная мощность завода, на нее мы выйдем через 3-4 года. Надеемся, что к этому времени уровень жизни и покупательная способность населения повысятся.
Вопрос. Кто понесет ответственность, если проект не выйдет на рентабельный уровень?
Ответ «Автотора». Мы. Надо уметь брать на себя ответственность, иначе западные коллеги не будут с нами сотрудничать (аплодисменты).
На этом пресс-конференция закончилась, и всех пригласили в цех на кульминацию праздника — открытие завода.
Открытие завода
На трибуну поднялись Первые Лица и Лица не менее значимые — губернатор Калининградской области Леонид Горбенко и заместитель министра экономики Сергей Митин.
Последний вручил руководству завода документ, гласящий: автомобили BMW и Land Rover Defender, выпущенные в Калининграде, являются российскими автомобилями. Это означает, что бюджетные организации смогут закупать их с определенными скидками.
А руководство завода подарило городу Land Rover «Скорая помощь». Ключи вручили губернатору Горбенко, который тут же проехал на новом автомобиле несколько кругов.
Потом, когда перерезали ленточку, удалось немного побродить по цеху (охрана не пускала, но спасибо Щербакову — дал соответствующее распоряжение и даже гида выделил).
Конвейер в этот день не работал, укрытые пленкой агрегаты ждали утреннего часа. Гид попался знающий и добросовестный. «Здесь устанавливают подвеску, там — проверяют ABS, тут заправляют кондиционер, пробная поездка два километра…».
Сборочный цех, конечно, впечатлял. Даже мои экстремисты З. и Д. (помните начало нашего рассказа?) не спешили со своими комментариями.
А может, они поняли, что в наше время категоричные односторонние оценки не годятся? Что слепое восхищение подобными проектами так же неконструктивно, как и их огульная критика?
Одно несомненно: сегодня надо что-то делать. А там, глядишь, калининградская щука наконец-то разбудит нижегородского карася, тольяттинскую плотву да московского пескаря…
Поживем — увидим. Фактического и цифрового материала у читателя достаточно. И выводы он сделает сам.