И вы услышите пыль, слетающую со струн

Задача московского автолюбителя, который хочет иметь в своей машине качественную акустическую систему, в наше время кажется настолько простой, что тут и обсуждать нечего. Поезжай на «Горбушку» или на Митинский рынок электроники, выбери по вкусу магнитолу и динамики, размести все это в салоне - и конец проблемам. Тем не менее на установочный центр «АБС-сервиса» нередко обращаются клиенты, которых не устраивает звучание аудиосистемы, скомпонованной из весьма дорогих, элитных составляющих.
Претензий высказывается множество, но причина неудач, в сущности, одна: акустика - это наука, и она требует профессионального подхода, учитывающего к тому же вкусы клиента. И откуда клиенту знать, к примеру, что каждая акустическая система «раскрашивает» мелодию в свои тона. Скажем, любителям жесткой, динамичной музыки лучше установить оборудование Kenwood или Pioneer, для фанатов классического рока предпочительнее Sony, а тем, у кого нет четких пристрастий, но есть желание слышать в машине звук, максимально близкий к реальному, можно рекомендовать Nakamichi или Denon. Но, если даже аппаратура подобрана с учетом ваших вкусов, остается еще одно «но» - ее надо правильно разместить.
Схема №1 - самая простая и популярная среди автолюбителей: пару динамиков ставят в передние двери, еще пару врезают в заднюю полку. Казалось бы, тут и мудрить нечего, но… именно при таком простом варианте незнание нюансов звуковоспроизведения может сильно подвести мастера-самодельщика. Дело в том, что на такие динамики подается вся гамма воспроизводимых частот - недаром их называют широкополосниками. А одно из правил акустики гласит - полную частотную гамму с одной поверхности нельзя снять без искажений. Чтобы их минимизировать, вам придется использовать динамики на половину их мощности, иначе они будут хрипеть и «захлебываться». Вслушиваться в неразборчивый текст диктора или невнятные аккорды, заглушаемые шумом дороги, - поверьте, небольшое удовольствие.
Схема №2 тоже достаточно проста и известна, но ее следует признать более грамотной. В передней части машины монтируют так называемую разнесенную акустику - проще говоря, набор динамиков, каждый из которых воспроизводит только свой диапазон. Чаще всего в такой комплект входят среднечастотный и высокочастотный динамик (твитер). Поскольку в создании общей картины звучания основную роль играет «фронт», подобная компоновка создает правильный музыкальный образ. Но лишь в том случае, когда динамики направлены на слушателя под одинаковым углом. При изменении этого условия кажущийся источник звука будет смещаться влево или вправо, сила звука одного из динамиков будет преобладать. Кстати, серьезные производители акустики, которые заботятся о том, чтобы звучание их аппаратуры не нарушала неверная установка, указывают в проспектах не только диапазон воспроизводимых частот, мощность, звуковое давление, требуемое сечение подводимого кабеля, но и оптимальный рабочий объем.
«Поддержку с тыла» можно поручить динамикам с большим радиусом диффузора - вуферам или коаксиальной акустике, играющей в режимах mid-range и mid-bass (средние и низкие частоты). Размер у низкочастотных динамиков, как это и положено басам и баритонам, значительно больше, чем у их собратьев дискантов и теноров, поэтому их и впрямь удобнее разместить в задней части салона, на полке за сиденьем. Кстати, эта часть внутреннего акустического объема машины гораздо меньше влияет на основной музыкальный образ - она отвечает лишь за отзвук. Но именно он формирует объемный звук, создает эффект присутствия в зале.
Схема №3 нужна тем, кто хочет получить не только качественный, но и мощный звук. В нее, помимо разнесенной акустики спереди и двух низкочастотников сзади, включают усилитель, сабвуфер и кроссовер (прибор, который разделяет звуковой сигнал на разные частоты и подает, например, на твитер только высокие, а на сабвуфер - только низкие частоты). Разумеется, монтаж такой системы лучше предоставить специалистам, которые смогут не только правильно расположить компоненты в салоне, но и настроить технику.
Все сабвуферы можно разделить на два типа - активные и пассивные. У активных низкочастотный динамик и усилитель находятся в одном корпусе. Мощность у них вполне удовлетворительна - примерно 80-120 Вт, а стоят они относительно недорого, самые простые модели можно купить за 100-150 долларов США. Форма корпуса, в который помещен динамик, напоминает трубу. Такой сабвуфер прикрепляют эластичными ремнями в багажнике к спинке заднего сиденья и к полу. Эта конструкция очень удобна - собираясь в выходные на дачу с большой поклажей, сабвуфер можно снять буквально за минуту. Кстати, первые модели таких динамиков даже продавали со специальной сумкой.
Более качественное звучание дают пассивные сабвуферы. Мощность некоторых из них достигает 1000 Вт - понятно, что для таких могучих низкочастотников мощности магнитолы недостаточно, им нужен специально подобранный усилитель. Правильно установить пассивный сабвуфер и подобрать для него усилитель сможет только профессионал. Но главное тут то, что без специального акустического короба такой динамик не звучит вовсе. А изготовление корпуса стоит недешево - ручная работа всегда в цене. Объем короба просчитывают с точностью до литра - для этого есть компьютерные программы. Корпус изготавливают из фанеры толщиной 20 мм, иногда в дело идут ДСП, пластик и другие материалы.
Правда, некоторым моделям сабвуферов специальный короб не нужен. Динамик врезают в заднюю полку автомобиля - для воспроизведения глубоких басов он использует объем багажника (этот режим называется Free-Air). Но вряд ли нужно объяснять, что истый меломан не выберет такую модель - ведь достаточно положить в багажник, скажем, пару чемоданов, и окраска звука заметно изменится.
Сегодня спрос на элитные акустические системы заметно упал. Но некоторым все же хочется, чтобы музыка в машине звучала красиво и выразительно. На «АБС-сервисе» мы разработали достаточно простую схему, рассчитанную на тех автолюбителей, у которых авто уже оборудовано магнитолой и четырьмя динамиками. Как мы упомянули в начале статьи, подобным схемам недостает именно низких частот - значит, сабвуфера и усилителя будет достаточно для того, чтобы придать музыке объем.
Тандем сабвуфера B-52 и усилителя Macrom заметно улучшает и облагораживает любую простую акустическую систему. Для тех, кто предпочитает «дискотечную» музыку или rok-n-roll, мы рекомендуем B-52 мощностью 350 Вт и Macrom 43.10. - его мощность 340 Вт х 1. Бас будет «колючим» - звуки ударных инструментов станут жесткими и будут буквально сотрясать воздух в салоне. Такой системы вполне достаточно, если вы любите пикники на природе или дружеские дискотеки на даче.
Любителям классической музыки или джаза больше подойдут сабвуфер B-52 мощностью 80 Вт и усилитель Macrom, выдающий 150 Вт х 1 - вы получите «интеллигентный» бас с глубокими и мелодичными низкими частотами.
Однако прежде, чем вы решитесь на покупку, загляните в техническое описание вашей магнитолы. Дело в том, что в относительно старых моделях может не быть специального выхода на сабвуфер, и подключить его в этом случае невозможно.
В заключение заметим - мощность аудиосистемы нужна вовсе не для того, чтобы децибелами распугивать прохожих. У великого Шаляпина был не такой уж сильный бас, были голоса и погуще, и посильнее, - иные протодьяконы своим профундо люстры на расстоянии гасили. И кто помнит их имена? А голос Шаляпина останется с нами навсегда. Как ни парадоксально, мощная аудиосистема нужна именно для того, чтобы могла звучать в машине вполголоса - тогда вы, как говорят музыканты, услышите «пыль, слетающую со струн».


Партнеры:
  • Мои друзья рекомендуют купить gps навигатор в киеве за вмз