Дизельное топливо без знака качества

Как показало недавнее анкетирование, материалы «дизельного» цикла пользуются большой популярностью. Не осталась без внимания и статья ГРИГОРИЯ ЦВЕЛЕВА о дизельном топливе («АБС-авто» №12/1999). Продолжая эту тему, мы обратились во Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИ НП).
Наш корреспондент ЮРИЙ БУЦКИЙ беседует с заведующей лабораторий ВНИИ НП, членом экспертного совета «АБС-авто», доктором технических наук ТАМАРОЙ МИТУСОВОЙ.
Корреспондент. Тамара Никитовна, читателей интересуют две тесно связанные между собой проблемы. Во-первых, выход двигателя из строя из-за низкого качества дизельного топлива (об этом подробно рассказывалось в статье Г. Цвелева). Во-вторых, экологический аспект - неисправный дизельный двигатель начинает дымить, как паровоз. Всем знакома ситуация: стоишь в пробке, а рядом «облагораживает» атмосферу гигантский КрАЗ или КамАЗ.
Водители недоумевают: из-за «копеечного» превышения СО невозможно пройти техосмотр, а по городу свободно разъезжают дымящие многотонные чудища…
Тамара Митусова. Этот пример подтверждает: время, когда экологические проблемы выглядели абстрактными, прошло. Во всех крупных городах мира отработавшие газы автотранспорта составляют 60 - 80% от общего загрязнения окружающей cреды.
Особую опасность представляют вредные выбросы дизельных двигателей. Они содержат канцерогенные полиароматические углеводороды (ПАУ), их нитропроизводные, а также большое количество сажи и оксидов азота. Этот «коктейль», соединяясь с парами воды, создает над городами ядовитый туман - смог. В висящем облаке смога начинаются реакции, приводящие к появлению вторичных соединений. Они отличаются особой токсичностью и канцерогенной опасностью. Сейчас в атмосфере Москвы обнаружено более 1200 различных химических соединений, которые, взаимодействуя друг с другом, продолжают создавать все новые и новые.
Если бы двигатели не изнашивались, загрязнение атмосферы не прогрессировало бы столь стремительно. Здесь не последнюю роль играет качество дизельного топлива. Практика показывает: зачастую оно непригодно к использованию из-за неудовлетворительных условий транспортировки и хранения. А применение загрязненного, некачественного топлива приводит к коррозии и износу деталей топливной аппаратуры, цилиндропоршневой группы, интенсивному нагарообразованию, преждевременному выходу из строя фильтрующих элементов, потере мощности и увеличению расхода топлива. Вот и начинает стелиться по улицам дым дизельных грузовиков…
Корр. Как известно, качество - это соответствие продукта нормативным документам. Какие стандарты на дизельное топливо действуют в нашей стране сегодня?
Т.М. Прежде всего - это ГОСТ 305 «Топлива дизельные». Он предусматривает выпуск следующих марок дизельного топлива: летнее, рекомендованное к применению от 0°С и выше; зимнее «З минус 35″, применяемое до минус 20°С (имеет температуру помутнения минус 35°С); зимнее «З минус 45″, применяемое до минус 30°С (имеет температуру помутнения минус 45°С); арктическое, рекомендованное для применения при температурах окружающего воздуха до минус 50°С.
Наши НПЗ производят около 40 млн. т дизельного топлива в год, в том числе 89% летнего, чуть более 10% зимнего и немногим менее 1% арктического. Несмотря на уменьшение объема переработки нефти почти в два раза, соотношения производства летнего, зимнего и арктического дизельных топлив за последние десять лет практически не изменилось.
Кроме ГОСТа, топливо может производиться по ТУ. Вот некоторые из них.
Иногда в народное хозяйство поступает дизтопливо экспортное по ТУ 38.401-58-110-94. Изначально оно характеризуется высоким качеством.
К экологически чистому дизельному топливу (ТУ 38.1011348-89) предъявляются более жесткие требования по содержанию серы и ароматических углеводородов.
Для холодного периода производится зимнее топливо с депрессорными присадками (ТУ 38.101889-81). Его, кстати, получают на базе стандартного летнего топлива. Введение специальных присадок в сотых долях процента снижает предельную температуру фильтруемости до минус 15°С, а температуру застывания - до минус 25-30°С.
Для использования в крупных городах со сложной экологической обстановкой разработано городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96). Его производит ОАО «Московский НПЗ». Городское топливо содержит пакет присадок, снижающих дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50%. По распоряжению мэра Москвы дизельный автотранспорт в столице должен заправляться только этим топливом.
Кроме перечисленных, существует еще ряд ТУ, регламентирующих качество топлива для дизелей.
Корр. Казалось бы, при такой мощной нормативной базе ездить нам под голубым городским небом…
Т.М. Так бы оно и было. Но наша вечная беда - неправильное хранение дизельного топлива и большое число перевалочных пунктов. В 1998-1999 гг. мы проводили анализ: каково РЕАЛЬНОЕ качество дизельного топлива, попадающего в Москву. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить большой вклад в эти исследования старшего научного сотрудника ВНИИ НП, кандидата технических наук Е.В. Полиной.
А суть работы заключалась в следующем. ОАО «Мострансконтроль» передало нам 510 проб дизельного топлива от самых разных поставщиков (подчеркнем, что речь идет не о производителях). Мы провели испытания соответствия этих проб ГОСТу 305 и еще семи документам, включая «городские» ТУ, по которым, как уже говорилось, обязана заправляться Москва.
Проверялись четыре показателя: массовая доля серы (S), температура помутнения (Тп), предельная температура фильтруемости (CFPP) и коэффициент фильтруемости (Кф). Результаты испытаний приведены в таблице.
Так, из 510 образцов дизельного топлива требованиям нормативно-технической документации отвечают 392 (77%). А требованиям к топливам, реализуемым в Москве, соответствуют всего 193 образца (38%). Дальнейший анализ читатели могут провести самостоятельно, но можно сказать определенно: картина получается не слишком радостная.
Корр. А так хотелось закончить разговор на оптимистической ноте…
Т.М. Надеяться, что положение в одночасье изменится, наивно. Но кое-что можно сделать уже сегодня - причем автохозяйства и другие предприятия имеют для этого больше возможностей, чем частные автовладельцы.
Московская фирма «ДИТО» разработала для очистки дизельного топлива специальную установку (модуль). Технология обработки топлива на модуле «ДИТО» обеспечивает практически полное удаление из топлива воды, механических примесей и большей части полициклических ароматических углеводородов. Установка содержит систему ввода депрессорных присадок, позволяющих улучшить эксплуатационные свойства топлива, например, понизить температуру его применения.
Модуль, способный очищать 2-3 тонны топлива в час, представляет собой утепленный металлический блок-контейнер размером 4 і 2,5 і 2,7м. Установки «ДИТО» уже несколько лет работают в Москве, Воронеже, Смоленске, Ростове-на-Дону и других городах. Так что еще полюбуемся на голубое небо.

Нормативная документация Пояснения к шифру документа Количество испытанных образцов Соответствуют требованиям норматива Соответствуют требованиям Москвы Не соответствуют требованиям норматива Не соответствуют требованиям Москвы
всего S в том числе Tп CFPP всего S в том числе Tп CFPP
ГОСТ 305 Государственный стандарт «Топлива дизельные» 226 165 32 61 2 51 - 9 194 192 1 6 23
ТУ 38.401-58-170-96 Городское дизельное топливо 246 205 155 41 21 1 8 14 91 85 - - 14
ТУ 38.401-58-36-92 Зимнее дизельное топливо                          
  с депрессорными присадками 17 7 3 9   9 7 1 14 13 1 2 3
ТУ 38.401-58-110-94 Дизельное топливо экспортное 4 4 1 - - - - - 3 3 - - 1
ТУ 38.401-58-182-97 Топливо для использования на местах (серы до 0,5%) 3 3 1 - - - - - 2 2 - - -
ТУ 38.401-58-80-94 Топливо для использования на местах (серы до 1%) 1 - - 1 - 1 - - 1 1 - - -
ТУ 38-101889-81 Топливо для t° окружающего воздуха до -15°С 8 5 - 3 - - 2 1 8 8 - - 1
ТУ 0251-001-33683428-98 Дизельное топливо с улучшенными экологическими характеристиками 5 3 1 2 - - - 2 4 3 - - 2
Итого   510 392 193 118 23 62 18 27 317 307 2 8 44

Партнеры:
  • отзывы firstwheels купить коляска для двойни