«НЕПРАВИЛЬНЫЙ» OPEL

Владимир Матвейчук

Если не в мире, то уж в Европе точно Opel претендует на звание самой «правильной» марки. Автомобили из Рюссельсхайма испокон веков отличает немецкая обстоятельность и надежность, в техническом плане они никогда «не бегут впереди паровоза», а такие изредка появляющиеся исключения, как Tigra, не более чем шутка мастера — даже отличнику иногда хочется пострелять из рогатки.

Даже концепции, где самые отъявленные прагматики отдыхают душой, у «опелевцев» обычно реалистичны, а потому довольно будничны. Тем удивительнее на фоне утилитарной продукции фирмы смотрелся в Париже концепт-кар, полностью выпадавший из традиционного ряда. Когда торопыги обвиняли Столыпина в недостаточно быстром реформировании России по западному образу и подобию, он отвечал: «Можно, конечно, объявить кампанию по предотвращению зимы и, напившись настойки из мухомора, шаманить и бить в бубен. Но лучше шить шубы и валенки». С этим образным определением осторожной, но выверенной стратегии, данным нашим самым дальновидным премьером, стоило бы специально ознакомить ортодоксальных «зеленых», ратующих чуть ли не за немедленное прекращение использования двигателей внутреннего сгорания. Но, увы, альтернативные источники энергии пока не способны справиться даже с сотой частью перевозок, осуществляемых с помощью ДВС. Другое дело, что его можно и нужно модернизировать, чем с успехом и занимаются ведущие автопроизводители, достигшие уже достаточно впечатляющих результатов. В первую очередь сказанное относится к дизелям. При прочих равных показателях они не только не уступают бензиновым двигателям, но по некоторым основополагающим параметрам их превосходят.

Opel был пионером по внедрению двигателей с воспламенением от сжатия на легковых автомобилях и за 30 лет довел их до высших кондиций — однако нет предела совершенству. Подтверждением этой прописной истины служит практически готовый к производству 4-цилиндровый CDTi Ecotec, при рабочем объеме всего в 1251 см3 развивающий 112 л.с. — мощность современного бензинового 1,2-литрового мотора Opel Corsa достигает всего 75 л.с. Мотор очень компактен (460х500х650 мм), у него чугунный блок и алюминиевая головка, 4 клапана на цилиндр, цепной привод распредвалов, наддув с изменяемой геометрией и самая передовая система впрыска Common Rail, подающая топливо через форсунки с 5 соплами в каждом цилиндре под давлением в 1600 бар. Благодаря ультрасовременным технологиям, для большинства конкурентов пока недоступным, двигатель на 10% экономичнее существующих аналогов: расход топлива составляет около 2,5 л/ 100 км, а содержание вредных примесей в выхлопе меньше на 30-40%, что уже соответствует перспективным нормам по токсичности Euro 4. Понятно, что такой силовой агрегат в первую очередь предназначен для моделей максимум гольф-класса, для которых экономичность превыше всего; логично было бы и для публичного показа сделать какой-нибудь соответствующий данной рыночной нише шоу-кар. Однако в Рюссельсхайме в кои-то веки решили поступить вопреки логике и удивить почтенную публику. В качестве носителя новинки был выбран двухместный Speedster, переделанный под руководством шефа отделения перспективных разработок Вальтера Трешера (Walter Treser) до неузнаваемости.

В принципе, можно было бы обойтись только эффектным аэродинамическим обвесом и мелкими стилистическими поправками — так, например, поступают из года в год на английской MG, подогревая интерес к серийной продукции. Но немцы подошли к идее создания шоу-кара со всей серьезностью и сконструировали Eco Speedster по правилам, по которым работают авторы гоночных спорт-прототипов. Не подверглись ревизии только светотехника, облицовка передка и вертикальные сдвоенные выхлопные трубы (они сохранены ради безошибочности идентификации) — все остальные кузовные панели «выпечены» из углепластика по новому «рецепту», в результате чего Eco Speedster выглядит не ярмарочным ряженым, а настоящим гоночным болидом. Сверхнизкопрофильные шины размерностью 175/55 R 17, заменяющий заднее стекло кожух с вентиляционными прорезями, дверцы типа «крыло чайки», спартанский кокпит с обшитым замшей штурвалом вместо руля — это только необходимая атрибутика. Самое главное, что у автомобиля (снаряженная масса 660 кг) фантастически маленький коэффициент аэродинамического сопротивления — Сх=0,20. И достигнут такой показатель благодаря как выверенным обводам, так и заметному уменьшению площади поперечного сечения — до 1,4 м2, что на 12,5% меньше, чем у базовой модели, высота которой равняется 1110 мм против 950 мм на шоу-каре.

К чему все эти ухищрения, если доподлинно известно, что Eco Speedster никогда не пойдет в серийное производство и все его достоинства останутся вещью в себе? Ну, конечно, для самовыражения, а также для того, чтобы отобрать у противников дизелей последний аргумент в споре о том, какой тип ДВС предпочтительнее. Они скрепя сердце согласились, что современный турбодизель заслужил право на жизнь во всех категориях легкового автомобилестроения, а теперь вынуждены будут признать, что и на спортивных машинах гегемония бензина не абсолютна. Ведь Eco Speedster разгоняется до 250 км/ч, тогда как просто Speedster с 2,2-литровым мотором — только до 217 км/ч. И это не предел — пока Opel обнародовал данные только одного двигателя из четырех, входящих в новое семейство, производство которого начнется в 2003 году. Флагманом станет 4-цилиндровый мотор в 177 л.с. — а с ним вполне можно будет подумать о создании первого в мире дизельного GT.

P.S. Cегодня мало кто помнит, что Opel однажды уже удивлял мир машиной еще более экстравагантной, нежели Eco Speedster. В 1972 г. немцам позарез была нужна шумная акция для раскрутки перспективного турбодизеля рабочим объемом 2,1 л мощностью 95 л.с. Дизели тогда только-только замаячили на «легковом» горизонте и покупателей предстояло убедить, что они подходят не только тракторам. По счастью, в то время в производственную программу входило купе GT, прозванное ни больше ни меньше как «европейским Корветом». На него-то после некоторых переделок, коснувшихся улучшения аэродинамики, и установили этого, по мнению большинства автомобилистов, «кота в мешке» — и получили даже больше, чем рассчитывали. Диковинный одноместный болид, похожий благодаря прозрачному колпаку над кокпитом на расплющенный истребитель, побил 18 национальных и 2 мировых рекорда скорости, став самой быстрой дизельной машиной своего времени — максимальная скорость Diesel GT достигала 197,5 км/ч! И этот автомобиль немало поспособствовал популярности представленного вскоре Opel Record 2,1 D. Кто знает, может, и на Ecо Speedster в Рюссельсхайме такие же виды, ведь жалко будет, если столь эффектный автомобиль никогда не покинет выставочного зала.