СТРАСТЬ ПОДАНА!

Никита Розанов

«La passione e servita» — «страсть подана». Эта фраза стала девизом 27-го Мотор-шоу, которое проходило с 7 по 15 декабря 2002 года в итальянской Болонье. Это не только самое крупное автомобильно-развлекательное действо Западной Европы конца года, но и последняя в сезоне (Туринский салон в 2002 году не проводился) возможность для мировых производителей продемонстрировать мото- и автоновинки в одной из самых моторизированных стран объединенной Европы.

СТАТИСТИКА MOTOR SHOW 2002
(В СКОБКАХ — ДАННЫЕ 2001 ГОДА)
Под салон было отведено 18 павильонов выставочного центра Bologna Fiere площадью 132 000 м2, 8 открытых площадок и стадион на 55 000 зрителей, где проводились демонстрационные заезды автомобилей и мотоциклов. В мотор-шоу приняла участие 501 (512) фирма, в том числе 45 (46) авто- и 25 (32) мотокомпаний. В рамках выставки состоялось 64 (66) мировых, европейских и национальных премьерных показов автомобилей и 12 (58) мототехники. В Италии мотор-шоу очень популярно, и, например, в 2000 г. его посетило 1 274 314 человек, что лишь немногим меньше числа посетителей Токийского автосалона, а по предварительным данным в 2002 г. был побит рекорд посещаемости Парижского салона. Шоу в Болонье остается преимущественно молодежным, ибо почти 60% посетителей составляют тинэйджеры, а также молодые люди в возрасте от 17 до 24 лет.

Так вышло, что попасть в Италию я смог лишь в последний день работы салона, и то к вечеру. Выставка заканчивалась, и ветер трепал отклеенный угол плаката с натюрмортом из рулевого колеса — тарелки, пары подрулевых включателей и набалдашников на рычаги переключения передач — вилки с ножами — и двух бокалов в виде спидометра и тахометра. Посетителей было, как всегда, много, и для того, чтобы получше разглядеть волнующие формы Ferrari Enzo, приходилось вставать на цыпочки и смотреть через головы… Страсть подана!

В автомобильных вопросах местная публика весьма информирована. Италия — страна традиций и огромной культуры, которая дала миру ряд выдающихся дизайнеров, создавших множество культовых моделей автомобилей. Но ушедший год выдался очень сложным для Апеннин. В особенности он был тяжел для концерна Fiat и фирм, производящих скутеры. Кризис на Fiat далек от разрешения, и будущее итальянского рынка в целом по-прежнему вызывает большую тревогу. Это отразилось на настроении как участников — их было меньше, чем в 2001 году — так и посетителей. Но шоу есть шоу, и о грустном думать не хотелось, а хотелось просто смотреть по сторонам.

Поверьте, смотреть было на что. Особенно тем, кто лишен возможности бывать на салонах в Женеве и Париже. На первый взгляд, именно парижская экспозиция и угадывалась в оформлении и содержании большинства стендов. Но «страсть подана», и если вам везло, то толкаясь по шумным павильонам, можно было поболтать с живым королем супербайка — Максом Бьяджи (Max Biaggi) или дотронуться до рукава секьюрити самого Михаэля Шумахера, который вместе с Жаном Тодтом позировал возле чемпионского стенда Scuderia Ferrari. Затем можно было выйти на воздух и остыть, а заодно «прохватить» пару кругов на месте штурмана «боевого» Subaru Impreza, а потом, поднявшись на трибуны, понаблюдать, как месят грязь мотокроссмены. Отдохнув, можно было отправиться на площадку, специально подготовленную для опробования и сравнения систем ESP, установленных на Fiat Stilo, Rover 75 TD и Citroen C3. Любителям экстрима предназначалась уменьшенная копия трассы Camel Trophy, на которой постоянно работали два Land Rover. И наконец, переполнившись эмоциями, можно было посидеть в одном из семи ресторанов, где, кстати, цены не выше, чем в городе. Я так и сделал. И сразу подумалось, что таких авторазвлечений очень не хватает на отечественном Авто-шоу в Москве. Но тут же вспомнились «бетонные» лица стендистов, оберегающих от посетителей запертые (!) автомобили и умопомрачительные цены на парковку возле моста «Багратион»… Да Бог с ними, тем более что главное на мотор-шоу — это автомобильные новинки, посмотреть на которые и приходит основная масса посетителей.

А новинок было около 150-ти. Это много, хотя официальная мировая премьера была всего одна, но действительно стоящая: полная гамма семейства Avensis — новое лицо фирмы Toyota. Еще запомнилась передвижная экспозиция, посвященная истории фирмы Alfa Romeo, которая с 1995 г. объездила шесть европейских столиц и побывала даже в Японии (вот бы ее еще занесло и в Москву!) Однако до закрытия оставалась какая-то пара часов, и скорость моего бега по стендам пришлось удвоить. Благо на болонских шоу я в пятый раз и потому уже хорошо изучил выставочный комплекс. Что запомнилось в мелькании красок и света софитов? Концептуальный Citroen Airdream и трансформер Citroen C3 Pluriel, который начнет продаваться уже с весны. Владелец сможет превратить свой автомобиль в любую из пяти (!) модификаций, в том числе спайдер, пикап и кабриолет. Прототип Fiat Simba — симпатичный универсальный автомобильчик, который заменит ветерана Panda. Запомнилась великолепная Lancia Granturismo, построенная ателье Пьеро Карцерано (Piero Carcerano) по мотивам уже серийного седана Thesis, а также монстроподобный прототип MG Xpower, который зло щетинился жабрами вентиляции. Упомяну и доброжелательный Peugeot Sesame. Интересными показались и невесть как попавшие в Болонью с калифорнийских просторов Chrysler Crossfire и PT Cruiser Cabrio. Ну и, конечно же, итальянская классика: Alfa Romeo Brera от ателье Pininfarina и нравящийся далеко не всем итальянцам Ferrari Enzo. Кстати, тут же за углом с лоточка торговали моделями-копиями этого Enzo в масштабе 1:18, выстроилась целая очередь… Опять вспомнился девиз выставки. Страсть подана, шоу продолжалось…