Вместе против коррозии

Эта статья, шестая по счету, открывает новую тему антикоррозионного цикла. Мы будем говорить о насосах и пистолетах, насадках и специальных сверлах, и даже о таких экзотических вещах, как бороскопы и расходомеры антикоррозионного материала…
Конечно, одной публикацией здесь не обойтись - «взятие арсенала» растянется на несколько месяцев. Итак, начнем.
«Выбор оружия - за вами…»
Так уж повелось, что в интервью, статьях и репортажах об антикоррозионной обработке в основном рассказывают о материалах.
Бесспорно, знать их свойства и характеристики необходимо, но профессионалам автосервиса интересно и другое: а какое оборудование потребуется для нанесения этих составов? Ясно ведь, что аэрозольным баллончиком индивидуального пользования много не наработаешь. Словом, выбор «оружия» и технологии нанесения - одна из самых актуальных задач оснащения антикоррозионного участка.
Начнем с того, что упомянутое оборудование традиционно делят на «профессиональное» и «гаражное». И сразу подчеркнем: в такой классификации есть условность. По сути, и тот, и другой вид оборудования адресован профессионалам, но все зависит от масштабов, если хотите, объемов предстоящих работ, но об этом ниже.
В чем разница между профессиональным и гаражным вариантами? Профессиональное оборудование предназначено для распыления материала из больших емкостей (как правило, из бочек объемом 200 и 60 литров). Однако в западных странах, например, в Швеции, некоторые станции работают не с одноразовыми бочками, а с «возвратной тарой» - пластиковыми контейнерами (см. №4/2001, статья «Как это делается в Швеции»).
Но так или иначе, в комплект обязательно входит насос для подачи материала, приводимый сжатым воздухом от обычной пневмосети. Характерно, что распыление проводится под давлением, существенно превышающим магистральное - об этом тоже будет рассказано ниже.
Гаражное оборудование требует предварительной перекачки материала из бочки в бачок пистолета, что, конечно, не слишком удобно. Правда, хлопот можно избежать, если использовать фирменные одноразовые баллончики, подсоединяемые непосредственно к пистолету. Но в любом случае после «заправки» пистолет подключается к пневмосети, и распыление проводится под давлением, развиваемым компрессором (обычно это 6-8 бар). Понятно, что гаражный комплект существенно дешевле профессионального.
Что же выбрать? Специализированным сервисам, для которых антикорозионная защита автомобилей - одно из основных направлений деятельности, понадобится профессиональное оборудование. На таких станциях обычно защищают от коррозии не менее четырех машин в день. Если же сервис обрабатывает автомобили от случая к случаю, можно обойтись и гаражным комплектом.
А где проходит четкая граница? - спросите вы. Категоричного ответа здесь нет - окончательное решение принимается «по месту» с учетом особенностей конкретной станции или антикоррозионного участка.
А сейчас давайте познакомимся с профессиональным и гаражным оборудованием поближе. Начнем с профессионального - и здесь нам тоже потребуется классификация.
В соответствии с технологией нанесения покрытий, указанное оборудование разделяют на две группы. Во-первых, это комплект для безвоздушного распыления под большим давлением. Его используют для обработки днища густыми «тяжелыми» материалами, а также для грунтования днища и защиты внутренних полостей препаратами типа ML.
Во-вторых, комплект для воздушного распыления материала. Его применяют для защиты внутренних полостей, а также для грунтования днища перед безвоздушной обработкой.
Таким образом, ML-препараты могут распыляться как воздушным, так и безвоздушным способами. Но вернемся к предмету нашего разговора - оборудованию.
Насосы, пистолеты и оснастку для воздушного и безвоздушного распыления выпускают несколько фирм. Однако наибольшей популярностью пользуются изделия следующих компаний: Assalub (Швеция), Sata (Германия), Craco (США) и Wiwa (Германия). Именно эти марки оборудования мы встретим в фирменной документации к антикоррозионным материалам Dinitrol, Mercasol, Soudal, Tectyl, Waxoyl.
Профи по имени Airless
Да, в спецификациях эти насосы так и именуются - airless, что означает «безвоздушные». Посмотрим, что же входит в комплект оборудования для распыления материала без участия воздуха. Это насос высокого давления, специальный армированный шланг, пистолет и распылительная насадка.
Поясним, что понимается под термином «насос высокого давления». Дело в том, что насосы для безвоздушного распыления «приумножают» давление стандартной воздушной магистрали во много раз - в двадцать, тридцать, а то и в пятьдесят! Это необходимо для качественного распыления густых тяжелых антикоррозионных мастик - хоть и говорят, что они тиксотропны, но эту тиксотропность еще надо суметь «разбудить».
Кстати, эти насосы и обозначаются соответственно: например, 1:26 (произносится «один к двадцати шести»). Это означает, что 8 бар, поданные на вход насоса из пневмосети сервиса, при распылении преобразуются в 208. Ну, а скептики могут самостоятельно перемножить 8 на 26…
Каждый производитель антикоров имеет пристрастие к оборудованию определенной фирмы. Так, концерны Dinol AB (материалы Dinitrol) и Geveko Industri AB (материалы Mercasol) рекомендуют насосы Assalub 1:26, концерны Waxoyl AG (препараты Waxoyl) и Soudal (материалы Soudal) - Sata 1:32, а концерн Valvoline (антикоры Tectyl) - Craco 1:50. На некоторых станциях используют аналогичное оборудование итальянского производства.
Не будем сейчас заниматься сравнительным анализом, хотя отличия здесь, конечно, есть. Так, насосы Craco дороже, чем Assalub, а итальянская продукция традиционно дешевле.
Но, повторяем, ознакомиться в одной статье со всем «семейством» проблематично, поскольку времени у нас немного, а журнальной площади еще меньше. Поэтому рассмотрим две марки насосов высокого давления: Assalub 1:26 и Sata 1:32. Нашему рассказу помогут иллюстрации с подробными комментариями.
Посмотрим на фото 1. Упрощенно, насос состоит из головки и заборной трубы.
Сама головка состоит из двух частей: моторной и насосной. Мотор приводится в действие сжатым воздухом, поступающим из пневмосети, а насосная часть «подхватывает» материал и через шланг высокого давления нагнетает его к пистолету. Схема насоса очень интересна, но от подробного разговора о ней мы пока воздержимся. Он состоится в ближайшее время в рамках очередной темы с веселым названием «Мирные разборки».
Заборная труба насоса (фото 1) подходит для различных емкостей с материалом. Важно, чтобы при установке (фото 2) она не касалась дна бочки - тем самым уменьшается опасность захвата осевших загрязняющих примесей. Впрочем, справедливости ради отметим, что в фирменной таре с качественным материалом их просто не бывает.
Входной штуцер насоса расположен рядом с манометром (см. фото 3). В него подается воздух под давлением, развиваемым штатным компрессором. Давление на входе можно (и даже нужно!) регулировать, для чего насос оснащен маховичком и манометром.
Посмотрим на фото 3 более внимательно: манометр имеет две шкалы, отградуированные в барах и psi. Напомним, что аббревиатура psi означает «фунт на квадратный дюйм» (pound per square inch) - эта мера давления весьма распространена в США и некоторых европейских странах.
Для справки: столь привычной нам технической атмосфере (ат) соответствуют 14,2 psi. Что касается единицы измерения «бар», то 1 ат приблизительно равняется 0,98 бар. Однако на практике слово «приблизительно» опускают, погрешностью менее 0,02% можно пренебречь.
Но вернемся к регулировке. Влиять на «коэффициент умножения» насоса мы не можем - давление, выставленное на входе будет увеличено ровно в 26 раз. Поэтому 6 бар превратятся в 156, а 8 бар, как уже говорилось выше, - в 208. Какое же входное давление является оптимальным?
Строгих рекомендаций здесь нет. Однако полезно помнить: чем больше давление на входе, тем тоньше распыл, ровнее слой, лучше покрываемость. Да и температура, влияющая на вязкость материала, сказывается меньше, словом, при восьми бар на входе работать легче, нежели на шести. И все же окончательная регулировка зависит от мастера, от его квалификации и индивидуальной манеры.
Правильность установки давления проверяют так: наносят слой материала на вертикально
установленную пластину (фото 6). Если нанесенный материал потек, давление следует убавить. А толщину полученной пленки можно проверить специальным приспособлением, показанным на фото 7. Зубцы на этой пластине имеют различную высоту относительно базовых краев - 40, 30, 20 либо 50, 70, 100 мкм. Пластиной проводят по пленке и по оставленному следу судят о ее толщине.
А теперь несколько слов о подготовке воздуха для привода. Его следует очищать от влаги, иначе мастера ждут неприятности. Влага, накапливаясь в рабочей камере, не позволит поршню доходить до нужной точки, и подача материала прекратится - это в лучшем случае. В худшем - насос придется ремонтировать. Поэтому он комплектуется влагоотделителем (прозрачный стаканчик на фото 3).
Кстати, за рубежом влагоотделители в обязательном порядке встраивают в пневмосеть - таковы тамошние требования. Но и в этом случае влагоотделитель на входе насоса вреда не принесет.
Пистолет, которым комплектуется описанный выше насос, разработан той же фирмой Assalub (см. фото 2,4 и 6). Насадка для обработки днища (фото 5) формирует своеобразный «веер» материала, которым можно работать, как кистью. Толщина щели сопла, формирующего струю материала, колеблется от 0,11 до 0,18 мм, но чаще всего встречаeтся значение 0,15.
Что касается насадок для безвоздушной обработки скрытых полостей, то они являются усиленными копиями насадок для воздушного распыления (см. раздел «Воздушный ас» и фото 14). Исключение составляет гибкая виниловая насадка - она в безвоздушных технологиях не применяется.
Необходимо сказать и об армированном шланге для подачи материала к пистолету. Он разработан специально для антикоррозионной обработки и выдерживает давление до 1000 бар.
Использовать какие-либо другие шланги для насосов высокого давления недопустимо.
А теперь посмотрим на фото 8. На нем показан профессиональный насос безвоздушного распыления 1:32 марки Sata. Такие насосы выпускаются в двух модификациях: стационарные и передвижные. Первые крепятся к стене, а вторые размещаются на специальных тележках.
Мобильный вариант удобен, если оборудованию по каким-либо причинам приходится «кочевать» из одного помещения в другое. Приемная труба в этих конструкциях соединяется с насосом через гибкий удлинитель, а забор материала проводится из бочек емкостью 60 или 200 литров.
Приемы работы с этими насосами принципиально не отличаются от описанных выше. Та же регулировка давления на входе (обратим внимание на узел с манометром на фото 8), армированный шланг для подачи материала от насоса к пистолету. Кстати, насосы Sata комплектуются одноименными пистолетами (фото 9). Характерный «клюв» - не что иное, как экран для «веера», а барашковый переключатель на сопле дублирует штатный кран отсечения подачи, расположенный на корпусе насоса.
Внешний отличительный признак систем безвоздушного распыления таков: к пистолету подводится только один шланг - для подачи материала. В то время, как в комплектах для воздушного распыления… впрочем, об этом - в следующем разделе.
Воздушный ас
Для воздушного распыления антикоррозионных материалов используют комплект, весьма похожий на описанный выше безвоздушный. В него также входят насос с блоком регулировки входного давления, пистолет-распылитель, шланг и специальные сменные насадки.
При воздушном распылении применяются насосы низкого давления (фото 10), так называемые 1:3 («один к трем»). Соответственно, они увеличивают первоначальное давление воздуха в три раза, что вполне достаточно для работы с маловязкими материалами типа ML.
По многим причинам, эти комплекты дешевле оборудования для безвоздушного распыления, что в сочетании со звучными именами производителей делает их весьма привлекательными.
В отличие от безвоздушных, насосы 1:3 имеют две точки регулировки (фото 12). Та, что справа, «командует» воздушным потоком для привода насоса, а та, что слева, регулирует подачу воздуха к пистолету.
Кстати, характерное отличие систем воздушного распыления - это пистолет с двумя шлангами. По первому, подсоединенному к рукоятке, подается материал, а по второму, подключенному в области сопла, - воздух, разбивающий этот материал на мельчайшие капельки.
Насосы 1:3 чаще всего комплектуют специальными антикоррозионными пистолетами фирмы Sata. И здесь есть одна особенность: эта оснастка рассчитана на работу с давлением 10, максимум 12 бар. Поделив эту величину на 3, получаем значение давления на входе насоса: не более
4 бар. Однако на практике указанные 4 бара и не нужны - роль основного энергоносителя играет воздух, подаваемый к соплу.
Назначение насадок к пистолету для воздушного распыления двояко: во-первых, сформировать «факел», обеспечивающий нужную тонкость и дальность распыла (именно насадки формируют знаменитый туман, свойственный ML-препаратам). Во-вторых, обеспечить доступ к самым удаленным точкам скрытых полостей кузова.
Наиболее распространенные насадки для воздушного распыления показаны на фото 14. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.
Назначение гибкой насадки с углом распыла 360о - это доставка материала в труднодоступные места кузова. Металлическая насадка с углом распыла 360о подойдет для защиты порогов и других коробчатых сечений.
А вот такая же, но с углом распыла 180о имеет «узкую специальность»: обработка дверей. Факел, «работающий» на половине окружности, прекрасно защищает нижнюю часть двери, но сохраняет в неприкосновенности механизм стеклоподъемника.
И, наконец, насадки типа «крюк» различных диаметров предназначены для обработки открытых участков (например, отбортовок на капоте).
К слову, такой набор - одна из отличительных черт профессиональной оснастки.
И в заключение отметим, что для обеспечения качественной антикоррозионной обработки необходимо иметь мойку, оборудование для сушки и подъемник. И хотя их выбор строго не регламентирован, мы непременно посвятим этому несколько статей. Что касается компрессора, то, как уже говорилось, он должен обеспечивать давление 6-8 бар и подавать не менее 0,6 куб.м воздуха в минуту.
Эпилог, а в нем загадка
А теперь давайте проверим, насколько полезной оказалась эта статья. Посмотрим в течение нескольких секунд (не более!) на фотографию рядом с заголовком. А потом попытаемся рассказать, что на ней изображено. Если рассказ будет примерно таким…
«Изображен мастер антикоррозионного участка, стоящий рядом с профессиональным насосом.
Манометр - один, да и шланг к пистолету тянется один, значит, это насос высокого давления, безвоздушный, скорее всего Assalub 1:26.
Влагоотделителя на насосе нет, молодцы ребята - готовят воздух непосредственно в магистрали.
Мастер регулирует давление - но на манометр не смотрит, значит, он весьма опытен, чувствует процесс «спинным мозгом», по звуку, подрагиванию…
Он собирается обрабатывать внутренние полости безвоздушным методом, но начнет с отбортовок капота или багажника. Почему? Так у него же на пистолете насадка-крюк!»
… если рассказ будет примерно таким, значит, автор поработал не зря. Иначе… иначе придется ему переквалифицироваться в управдомы.
Однако автор - оптимист, а потому анонсирует свою очередную статью. Она выйдет в феврале и будет называться «Арсенал-2. Гаражное оборудование». До встречи.


Партнеры: