Победа интеллекта

Недавно мы посетили ярославский завод «Победа рабочих». Повод был более чем веский: завод предложил российскому рынку акриловую ремонтную автоэмаль «Вика». Хотелось выяснить, что это - компиляция зарубежных красок или самостоятельная разработка, которой уготована долгая жизнь? Сегодня мы продолжаем свой рассказ.
Какие у «Вики» пигменты?
В прошлый раз мы остановились на вопросе выбора пигментов. Действительно, говоря о создании краски, обойти эту тему невозможно. Вот, например, черный цвет - его, как известно, получают с помощью сажи. Казалось бы, сажа она и есть сажа. Однако этот пигмент насчитывает более десятка разновидностей: некоторые его виды дают необратимый серый оттенок, а некоторые имеют просто неустойчивый цвет. Поэтому для пигментации автоэмалей применяют особую сажу - правда, и стоит она немало.
Несмотря на это, на «Победе рабочих» используют самые лучшие пигменты, применяемые в миксерах ведущих мировых производителей красок - как для конвейерных, так и для ремонтных эмалей. Значит, за цвет можно не беспокоиться? Если бы так… Ведь на глаз не определишь - хороший перед нами пигмент или плохой. Впрочем, это справедливо и для мономеров, и для остальных видов сырья. Поэтому на заводе организован строгий входной контроль качества материалов, включая инфракрасную спектроскопию и хроматографический анализ. Занимается этим заводская лаборатория - а следовательно, настало время рассказать о ее работе.
Не хватает только дыбы…
Подчеркнем особо: каждая партия полученной краски проходит те же самые испытания, что и при разработке. Начнем с проверки коррозионной стойкости. Мы насчитали аж четыре вида подобных «экзаменов».
Во-первых, это камера соляного тумана, куда образец помещается на определенное время.
Во-вторых, камера, где к стопроцентной влажности добавляется действие повышенной температуры.
В-третьих, камера, имитирующая естественные условия - солнечное излучение, дождь и чередование низких и высоких температур.
И, наконец, в-четвертых, - атмосферная станция, показанная на заставке к статье. Здесь присутствуют все виды заводской продукции. Развернутые к югу образцы (так предписывает ГОСТ) принимают на себя все виды климатических атак - от снега и дождя до жестких солнечных лучей. А подобные условия могут быть похуже иной камеры.
В процессе полимеризации материала возрастают его два противоречивых свойства: твердость и эластичность. Иными словами, покрытие становится твердым и эластичным одновременно. Кстати, твердость, как мы ее понимаем применительно к стеклу, лаку противопоказана. Чтобы пояснить это, обратимся к лабораторному прибору, показанному на фотографии маятнику.
В процессе колебаний он касается своими сферическими опорами поверхности образца, на который нанесено испытуемое покрытие. Скорость затухания колебаний показывает, какая часть механической энергии необратимо расходуется на деформацию слоя краски. Чем она меньше, тем лучше - значит, краска обладает требуемым сочетанием твердости и эластичности и не будет страдать от удара дорожных камешков. А образно это сочетание свойств можно описать так: слой должен продавливаться ногтем, но после снятия нагрузки мгновенно восстанавливаться без следа.
А собственно эластичность слоя проверяют двумя способами: во-первых, бросают на образец грузик, во-вторых, вдавливают в него шарик. Надо сказать, что эти испытания «Вика» проходит «на пятерку с плюсом» - дефектов покрытия не наблюдается. А если полимеризация проведена неправильно, нарушения слоя будут неизбежными.
Один из самых интересных тестов - это обстрел образца дробью, имитирующий долгосрочные последствия ударов дорожных камешков. Сначала видимых нарушений слоя вроде бы нет. Но вот образец помещают в камеру соляного тумана - и дефекты проявляются. Влага затягивается через микротрещинки в местах попадания дроби, и происходит отшелушивание краски. Так изучается совместное действие нескольких факторов - механического и коррозионного воздействия.
Вышеперечисленные испытания проводятся непрерывно. Этим достигаются две цели: поддержание качества существующего продукта и дальнейшее его совершенствование. После экскурсии в лабораторию нам показались смешными мысли, высказанные в начале статьи: дескать, сделать краску просто…
Как «минус» на «плюс» переправили
В прошлой статье мы упоминали о некоторых специфических российских требованиях к лакокрасочным материалам. Поясним это на примере.
В процессе нашего знакомства с «Викой» выяснилось, что в сравнении с «грандами» она имеет не очень выигрышный показатель HS (величина сухого остатка). Но это осознанное решение, и вот почему.
Ясно, что чем меньше растворителя, тем меньшей вязкостью должен обладать сам полимер. Но такое возможно лишь при достаточно коротких молекулах, а основную роль в образовании прочности здесь играют процессы полимеризации в присутствии отвердителя.
Но процесс, хорошо проходящий в лаборатории, может не «сработать» в реальных условиях - найдутся десятки причин, способных нарушить ход полимеризации, вспомним хотя бы ту же влажность. Поэтому чем экологичнее материал, то есть чем меньше в нем растворителя, тем капризнее он в применении - это подтвердит любой специалист, работающий с окрасочными системами.
Теперь понятно, почему авторы «Вики» не форсировали разработку эмалей с высоким содержанием сухого остатка (HS) - они заботились о простоте использования своих красок в реальных российских условиях. Ведь не все же наши сервисы образцово-показательные. И справедливости ради отметим: известный всем специалистам параметр V.O.C. «Вики» все же находится в разумных пределах - его значение соответствует ряду недорогих зарубежных аналогов.
И мы решили попробовать…
Известно, что передовые окрасочные системы подразумевают применение миксеров. По этому пути успешно движется и «Вика». Совсем недавно завод создал набор из 14 пигментов, фактически представляющий собой своеобразную основу - миксер для приготовления полноценной цветной гаммы однослойных акриловых эмалей. В набор входят колеровочные пасты очень высокой концентрации, расфасованные в банки по одному литру, и лак с отвердителем, служащий своеобразным биндером, - его роль хорошо известна всякому, кто имел дело с системой приготовления красок Centari фирмы Du Pont. К набору приложена рецептура по приготовлению эмалей двадцати наиболее популярных «ладовских» цветов.
Отметим, что для приготовления одного килограмма неразведенной краски требуется от 150 до 250 г пигментов. Таким образом, с помощью первичного набора можно приготовить около 50 литров краски самых популярных расцветок. При стоимости набора менее 8000 рублей средняя себестоимость краски колеблется около 200 рублей за литр готовой к применению эмали. Это абсолютный рекорд для акриловых эмалей, к которому ни Mipa, ни другие производители даже приблизиться не могут.
Но, наверное, разводить всю «кухню» приготовления красок только ради российских машин все-таки не стоит. Вернувшись из Ярославля, мы попробовали с помощью этого набора пигментов приготовить на «АБС-сервисе» несколько популярных эмалей, применяемых для покраски машин фирмы «Тойота» и «Вольво».
Сразу предупредим, что прямая попытка приготовить краску путем смешивания пигментов с последующим добавлением лака не удалось: концентрированные пигменты не позволяют отмерять их с точностью до сотых долей грамма, необходимых для «попадания в цвет». Поэтому мы применяли пигменты, предварительно разбавленные лаком «Вика-Люкс» в пропорциях 1:10 и 1:4, естественно, без добавления отвердителя.
Приведем рецепт популярной белой тойотовской краски (код 040) на 100 г краски:
• белый пигмент, не разведенный - 31 г;
• черный, разведенный в пропорции 1:10, - 1,2 г;
• желтый, разведенный в пропорции 1:10, - 0,1 г;
• лак «Вика-Люкс» - 67,7 г.
Несмотря на то, что в сравнении с рецептурой Du Pont белого пигмента было положено в два раза меньше, краска получилась очень укрывистой. При этом она обладает великолепным розливом, отличным блеском и позволяет добиться минимальной шагрени.
После 45 минут высокотемпературной сушки и двухчасовой выдержки при комнатной температуре краска обретает твердость, достаточную для полировки по обычной технологии. Кстати, только после выдержки при комнатной температуре поверхность приобретает глянец и яркость.
По поводу цвета нам могут возразить - дескать, белый, он и в Африке белый. Для скептиков приведем еще один рецепт. Краска для «Вольво», фирменный номер 240, название - «турецкий зеленый». Это действительно зеленая краска, но с весьма активным синеватым отливом, особенно если смотреть под углом. Для смешивания использовались следующие пигменты в разведении с лаком в пропорции 1:4:
• зеленый - 31 г;
• синий - 7,4 г;
• фиолетовый - 3,9 г;
• белый - 1,3 г.
Пропорции смешивания оказались очень близкими к рекомендованным фирмой Du Pont. Укрывистость краски превосходит эмали фирмы Mipa, совпадение по цвету хорошее, внешний вид великолепный.
К недостаткам, пожалуй, можно отнести пониженную вязкость, не позволяющую «заливать» дефекты после обработки грунта крупной шкуркой.
В заключение отметим: мы только начали эксперименты с этим мини-миксером, но первые результаты нас не разочаровали. Думается, любой опытный колорист сумеет с его помощью приготовить краски сотен оттенков. Может, стоит попробовать?


Партнеры: