БОЙ С ТЕНЬЮ

Михаил Ушаков

История имеет известное свойство повторяться. Четвертую зиму подряд в паддоке Королевы автоспорта все — от никому не известных журналистов до маститых боссов команд — самоуверенно рассуждают о том, как конкретно в предстоящем чемпионате изменится расстановка сил и по каким именно причинам Ferrari наконец начнет проигрывать. И каждый раз, когда этого не случается, ораторы в недоумении разводят руками и заявляют, что они «просто ошеломлены» положением дел. Похоже, не удивляются такому раскладу лишь несколько человек в алых комбинезонах. Неужели, пока эти «несколько» находятся у руля самой успешной гоночной команды F1, история будет повторяться снова и снова?

За прошедшие несколько лет большинству обозревателей изрядно надоело писать о том, как мастерски «дрим-тим» Ferrari справляется со своими обязанностями. События Гран-при Австрии 2001—2002 гг. нанесли спортивному имиджу «конюшни» из Маранелло такой урон, что теперь, когда ее гонщики на вполне «законных» основаниях выигрывают очередной Большой приз, даже горячие итальянские тиффози не испытывают такого безудержного восторга, как, скажем, во времена побед Жиля Вильнева или Ники Лауды. Да и на щеках топ-менеджеров «алых жеребцов» слез радости давно не видно: ныне капитаны Ferrari после выигранного Гран-при уже не бросаются танцевать твист на еще не остывшем асфальте автодрома, а в лучшем случае, лишь сдержанно улыбаются.

Росса Брауна и Жана Тодта понять можно. Для них Формула 1 давно перешла из спортивной области в маркетинговую: главная цель — выполнить «план» по победам и тем самым привлечь в команду больше денег от телетрансляций и спонсоров. Сложнее с гонщиками. Непонятно, откуда Михаэль Шумахер черпает силы для своих свершений, и как он до сих пор не устал от полного отсутствия борьбы, бесконкурентности и непоколебимой уверенности в себе. Единственное логическое объяснение: «Красный барон», несмотря на заявления о том, что «цифры не волнуют» его воображение, хочет все-таки добить абсолютно все рекорды и лишь затем удалиться на покой.

Задачу эту он практически решил, надолго переписав статистические выкладки историографов F1. До звания «корифея автоспорта» ему не хватает лишь захвата верхней строчки списка победителей квалификационных заездов. Десять лет как нет Айртона Сенны, а великолепный рекорд в 65 поул-позиций все еще остается за «Бразильским волшебником», не позволяя шестикратному чемпиону спокойно спать по ночам. Впрочем, в нынешней ситуации Шумахер вскоре покорит и последний рубеж (тем более что руководство Ferrari активно ему в этом способствует, подбирая такую тактику субботних заездов, при которой он практически наверняка оказывается на вершине итогового протокола). Что будет дальше, сложно представить…

А пока в Формуле 1 сложилась поистине уникальная ситуация. Сейчас ни в каком виде мирового спорта стать на несколько лет недосягаемым лидером практически невозможно — за исключением F1! На каждый «Реал» найдется свое «Монако», магнитогорский «Металлург» может запросто обойти тольяттинскую «Ладу» и даже несокрушимый Каспаров нет-нет, да и проиграет очередному суперкомпьютеру. С доминантой Ferrari, занявшей в последние годы все стратегические высоты Большого цирка, все не так. Даже если у итальянской «конюшни» вдруг что-то не клеится, с 90%-ной вероятностью можно считать трудности очень временными и ждать скорого возвращения «жеребцов» на Олимп.

На этом можно было бы и закончить описание раскладов при дворе Королевы автоспорта. Если бы не одно «но»: в чемпионате участвует еще девять команд, и, по крайней мере, половина из них в кратко- или долгосрочной перспективе всерьез нацелена на то, чтобы свергнуть итальянцев со спортивного трона. А пока команда из Маранелло не дает поводов сомневаться в том, что все регалии по итогам текущего сезона снова останутся за ней (к моменту сдачи номера в печать команда Ferrari выиграла три гонки и три квалификации из трех возможных), можно попытаться проанализировать ошибки тех участников чемпионата, которые хотя бы на словах демонстрируют желание вырвать колесо Фортуны из рук Луки ди Монтеземоло и его подчиненных.

McLAREN
В межсезонье именно Mclaren прочили в основные соперники Ferrari. Шутка ли: новый MP4/19 стал эволюцией прошлогодней машины, которую, так и не выпустив на трассы, «конюшня» из Уокинга тестировала целый год (!). Остальные преследователи итальянцев обладали куда меньшим запасом времени «на отладку»: тесты новых шасси команды в большинстве своем начали лишь в ноябре 2003 г., а некоторые — и того позже. Казалось бы, преимущество в сроках разработки новой машины должно было помочь McLaren побороться за первую позицию на финишах. Однако за зимние месяцы подопечные Рона Денниса не только не прибавили в скорости, а даже… наоборот! В первой же гонке сезона выяснилось, что многие соперники сумели подготовить машины не хуже, чем это сделали в Уокинге… Не говоря уже о надежности болидов. В первых трех гонках сезона Кими Райкконен не финишировал ни разу (а ведь год назад он по прошествии трех неевропейских этапов лидировал в чемпионате), причем вовсе не по своей вине. Напарнику «ледяного мальчика» Дэвиду Култхарду повезло чуть больше (восьмое и шестое места), однако, успехом выступления шотландца не назвать даже с натяжкой.
Поговаривают, что штаб Mclaren уже разрабатывает новый болид MP4/20, а проекты по доводке нынешнего шасси решено заморозить. Коли так, то, в первую очередь, это означает, что одним серьезным конкурентом Ferrari в этом сезоне будет меньше. А вывод напрашивается простой: может, г-ну Деннису стоит иногда сдерживать благие намерения технического гения Эдриана Ньюи по внесению в конструкцию болидов McLaren бесконечных новаций?

WILLIAMS
Похоже, в единственной частной команде, успешно выступающей на арене Большого цирка, наступил некий застой. Трудно поверить, что лишь безукоризненная работа конкурентов из Маранелло вот уже два года мешает Williams шагнуть на ступень вверх и одолеть всех соперников. Причина может крыться в неблагоприятной для гонщиков психологической обстановке внутри «конюшни». Поводов для возникновения конфликтной атмосферы в Williams хоть отбавляй. И на первом плане — контракт Хуана-Пабло Монтойи с McLaren на сезон-2005. Естественно, что сотрудники Williams, несмотря на стремление колумбийца уйти из команды в ранге чемпиона мира, просто не видят стимулов помогать ему в этом. Однако сэр Фрэнк Уильямс, зная о предстоящем уходе Монтойи, тем не менее отказывается предоставлять другому своему пилоту — Ральфу Шумахеру — статус «первого в команде», проявляя присущую ему подчеркнутую, но холодную демократичность.
Твердость позиции, безусловно, заслуживает похвалы. Однако, вместе с тем, даже стороннему наблюдателю ясно: если «железный Фрэнк» не пересмотрит систему мотивации для своих гонщиков, в ближайшие несколько лет чемпионский титул Williams практически не светит.

RENAULT
В отличие от Williams и McLaren, переживающих некоторый спад, французская команда в хорошей форме. Фактически, Renault — это тот же Williams образца трехлетней давности, с тем же желанием не только завоевывать подиумы, но и стабильно выигрывать гонки. Команда в ожидании серьезного прорыва наверх. Удастся ли претворить это желание в реальность, покажет время. Однако уже ясно: парни в сине-желтой униформе не упустят ни одного шанса, ни одной промашки команд «Большой тройки» (тем более, что при нынешнем положении дел Renault уже получила заветное членство в VIP-клубе «Первых трех»). И единственное, что им может здесь помешать — это нервы. Фантастически начавший сезон Фернандо Алонсо приехал в Мельбурне на подиум, но в Малайзии неожиданно начал проявлять первые симп-томы «болезни Райкконена». А ведь кто знает, как провел бы молодой испанец гонку, если бы не вылетел во второй квалификации (при том, что первую он с оглушительным результатом выиграл)? Впрочем, переживать за Фернандо пока не стоит: характер у него, похоже, покрепче, чем у сверстника из McLaren, а очень дружелюбная обстановка, не в пример остальным «конюшням» сложившаяся в Renault, поможет ему быстрее понять собственные ошибки и научиться с ними бороться.

BAR
Проект, уже пять лет обильно финансируемый из неиссякаемого кармана British American Tobacco, наконец-то начал приносить реальную отдачу. Рецепт успеха оказался прост: избавиться от балласта «звездности». Как только BAR покинули все те, кто по праву носит звание автоспортивных легенд — Жак Вильнев, Крейг Поллок и Эдриан Рейнард, дела тут же пошли в гору. Дженсон Баттон, от которого после нестабильных выступлений в Renault и Williams перестали ждать сенсаций, убедительно продемонстрировал, что он не разучился хватать звезды с неба — гонщик походя взял два подиума подряд (а ведь до того на пьедестале почета не стоял ни разу в жизни). За три первых этапа BAR достигла невиданных прежде высот — третьего места в Кубке конструкторов! Взлет «конюшни» из Брэкли смутил даже фаворитов, однако, столбняк длился недолго. Менеджеры топ-команд сообразили, что если подопечные Дэвида Ричардса продолжат в том же духе, то «Большая тройка», уже ощутившая дискомфорт в связи с прогрессом Renault, грозит разрастись в «Большую пятерку». И меры были приняты: в начале апреля FIA объявила, что запрещает BAR использовать еще не апробированный в гонках новый вариант заднего антикрыла, поскольку последний якобы не соответствует требованиям регламента. Говорят, основным поводом для демарша со стороны Федерации стала жалоба, поданная на конструкторов BAR «анонимным сотрудником» Williams. Подобные методы расправы с соперниками в Формуле 1 практикуются: вспомните запрет на использование бериллиевых сплавов в моторах Mercedes, несколько лет назад введенный FIA не без давления Ferrari. Но то, что игроки первого эшелона начали подобным образом действовать против BAR, можно считать признанием: развязав бумажную войну, топ-команды де-факто приняли эту «конюшню» в число «своих».
Поздравляем Ричардса сотоварищи: талантливая менеджерская работа в случае с BAR налицо. Однако не стоит забывать, что высокие темпы роста — всегда огромное испытание, прежде всего, для тех, кто эти темпы взвинчивает. Поэтому сейчас англо-американо-японской команде стоит на время остыть от радости успеха и задуматься, как удержать тот ритм, в котором команда начала сезон. Ведь это будет весьма и весьма непросто.


Партнеры: