Рауно Аалтонен

Рауно Аалтонен родился 7 января 1938 г. в Турку, Финляндия. В 12 лет начинает заниматься гонками на спортивных катерах, после чего семь раз становится чемпионом страны, а в 20 лет получает главный приз скандинавского чемпионата. Другая страсть Рауно — мотоциклы. На своем Ducati он становится победителем скандинавского Гран-при в классе 125 см3. Параллельно Аалтонен изучает в университете экономику. Вскоре он целиком посвящает себя ралли. Зимой 1961 г., выступая на Saab, становится победителем финского ралли-чемпионата. В 1962 г. Рауно Аалтонен переходит в команду ВМС, в составе которой участвует в ралли Монте-Карло на Mini Cooper. Всего за три километра до финиша его автомобиль, занимавший второе место, переворачивается на крутом вираже и загорается, а самому Рауно буквально чудом удается выбраться из пылающей машины. Год спустя опять же на ралли Монте-Карло он занимает на Mini Cooper общее третье место (одновременно побеждая в своем классе), а в 1964 г. приходит к финишу седьмым. После нескольких побед и призовых мест на международных ралли Рауно Аалтонен выигрывает европейский чемпионат 1965 г. А в январe 67-го Рауно завоевывает главный приз ралли Монте-Карло. В последующие годы Аалтонен, прозванный «летучим финном», работает водителем в Lancia, Saab и Nissan, а в 1976 г. занимает пост главного инструктора подготовки водителей BMW.

— Вы помните свое первое ралли Монте-Карло на Mini?
— Конечно. Это было в 1962 году. Впрочем, Mini Cooper тоже тогда впервые участвовал в столь престижном ралли. Формально я был зарегистрирован как второй пилот в экипаже Джоффа Мэббса. На самом деле большую часть ралли и все скоростные участки машину вел я. А машина и в самом деле была великолепной! Я даже не ожидал, что она окажется такой надежной с самого начала. И за несколько километров до финиша мы шли в общем зачете вторыми!

— А что тогда произошло?
— Я попал в аварию. Дорога была сухой, да и ехал я не слишком быстро, но каким-то образом задел скалу на левой стороне узкой дороги. И все. Машина слетела на обочину, четыре раза перевернулась и загорелась. Может быть, эта ошибка произошла из-за того, что руль на машине был расположен справа, не знаю. Но как бы то ни было, мой второй водитель сумел выбраться из машины первым, и с ним ничего не случилось.

— Представляете, сегодня я тоже разбил праворульный Cooper, чиркнув его левым крылом! И скорость была не очень высока!
— Поздравляю! Это хороший опыт. Здесь, в Монте-Карло, все по-настоящему! Дорога была сухой?

— Это был микст. Асфальт был скорее влажным, чем мокрым.
— Ну, что же ты хочешь? А откуда ты знаешь финский?

— Финский? Я почти не знаю финский! Я знаю слова Nokia, Lapin Kulta… и, сейчас вспомню… Вспомните ваши первые впечатления от Mini Cooper, ведь по сравнению с соперниками это была чуть ли не игрушечная машинка.
— Увидев Mini Cooper, я сразу понял, что он должен быть очень юрким, ведь колеса у него расположены по углам. Сам автомобиль и его двигатель разрабатывались очень тщательно, что позволило впоследствии их модифицировать. В 1962 г. на моем Mini Cooper стоял модифицированный распредвал и мотор развивал 85 л. с. (против 56-ти в стандарте). Передаточные числа трансмиссии тоже, кажется, отличались от обычной модели. Естественно, что нам приходилось постоянно помнить о малой мощности двигателя и стараться накатывать и отрываться от соперников за счет быстрых спусков с холмов. Соперники с многолитровыми и тяжелыми моторами могли относительно быстро взбираться на вершины, но спускались они очень медленно, буквально сжигая тормоза. А легкий и юркий Mini был как будто специально создан для ралли МК с его крутыми и узкими поворотами и перепадами высот.

— Во! Йоулупуки! Говорят, это вы «изобрели» торможение левой ногой?
— Да, стиль вождения, при котором постоянно держишь левую ногу на тормозе, дал мне неоспоримое преимущество на Mini Cooper. Я придумал этот способ еще в 1958 г., когда впервые пересел с заднеприводного на переднеприводный Saab. Начал тренировку с того, что пробороздил всю обочину, когда колеса начали скользить. После этого коллеги объяснили мне, что между сиденьями есть такой рычаг, которым тоже можно тормозить. Мне, правда, показалось, что когда обе руки заняты рулем, пользоваться ручным тормозом не слишком-то удобно. Тогда я и начал осваивать управление тормозами Saab с помощью левой ноги. У этого метода оказалось еще одно преимущество: когда давишь на тормоз, увеличивается нагрузка на передние колеса. Не знаю почему, но другим водителям такой способ не слишком удается, хотя я с успехом продемонстрировал его на Mini.

— Какие трудности подстерегали Mini на первых серьезных ралли?
— Как и все Mini первых годов выпуска, наши Cooper «обувались» в 10-дюймовые шины! Это размер колес для картинга! И нам то и дело приходилось их менять. За самый короткий 12-километровый «доп» в Монте-Карло шины стирались полностью. Было бы гораздо лучше, если бы на машине стояли, как в последние годы, 13-дюймовые шины, даже 12-дюймовых, пожалуй, было бы достаточно. Однако над этим никто тогда не работал.

— А не мешали ли маленькие колеса вести машину по снегу?
— Нет, потому что мы пользовались финскими зимними шинами, а промышленность Финляндии тогда на несколько лет опережала всех остальных в разработке шин с высоким сцеплением. В Финляндии нет высоких гор, поэтому мы никогда не надеваем на колеса цепи. Зато производители создали шины высокого сцепления, которые отлично подошли и для состязаний. Позже мы пользовались и шипами, но на сухих дорогах они быстро перегревались и отлетали.

— Что вы скажете про ралли МК 1966 года, закончившееся самой громкой, самой спорной и скандальной дисквалификацией?
— Тогда три из четырех Mini команды BMC заняли три первых места! Тимо Мякинен, я и Пэдди Хопкирк с самого начала далеко оторвались от соперников и первыми пришли к финишу. Это был уже третий подряд, с 1964 года, триумф Mini в МК. Но сразу после этой гонки судейская коллегия ни с того ни с сего назначила 8-часовую техническую проверку и пришла к выводу, что четыре дополнительных фары, установленных на решетке радиатора Mini Cooper, не соответствуют французским правилам. Ведь большая часть ралли проходила по французским дорогам. По той же причине «завернули» и Lotus Cortina, занявший четвертое место. Победителем был признан Citroen DS, финишировавший пятым. Я не думаю, что это был умысел организаторов в пользу Citroen. Ведь это решение не было на руку и французской команде — для них лучше было бы «честное» 5-е место, чем такая «победа». Да, формальные несоответствия у нас были, но они ни коим образом не могли повлиять на само движение автомобиля. После своей дисквалификации я поехал готовиться к новому ралли МК, однако, оказалось, что по воскресеньям машину здесь уже не поводишь — слишком много лыжников. Не найдя свободной парковки, я поставил свой Mini Cooper прямо посреди рыночной площади. В считанные секунды ко мне подошел полицейский. Он потребовал мои права, и вдруг воскликнул: «О, мистер Аалтонен может делать все, что ему угодно!» Он даже извинился за организаторов ралли, сказал, что те не должны были нас дисквалифицировать. Сегодня, оглядываясь назад, я могу честно сказать, что та дисквалификация привела к колоссальной популярности Mini и сделала нас настоящими знаменитостями. Она дала намного больше, чем могла бы принести самая блестящая победа на гонках. Спустя год, в 67-м, мы снова победили в МК и уже вчистую!

— Не помните, на скольких ралли вы водили Mini?
— Трудно сказать. Но в 60-е я чаще всего ездил на Mini Cooper. А ведь именно тогда я одержал больше побед, чем любой другой гонщик мира. И почти все из них — за рулем Mini Cooper.

— Когда вы водили «классический» Mini в последний раз?
— В заводской команде в 1968 г. Потом началась эпоха Lancia. А в середине 80-х я участвовал в кольцевых гонках на личном Mini Cooper и победил, так как трасса была очень трудная со множеством поворотов.

— Вы продолжаете общаться со своими бывшими коллегами?
— Да, мы иногда встречаемся, примерно раз в год. Пэдди Хопкирк старше меня и уже не столь активен, как раньше. Тимо Мякинен живет в Хельсинки и не слишком хорошо знает иностранные языки, поэтому предпочитает не покидать Финляндии.

Четыре легенды — победители ралли Монте-Карло:
Тимо Мякинен (1965), Рауно Аалтонен (1967),
Пэдди Хопкирк (1964) и Mini Cooper 33EJB (1964).
В 60-е по популярности они не уступали другой четверке — ливерпульской

— Как вам новый Mini?
— Он великолепен! Конструкторам удалось сохранить сам дух Mini. Получилась уникальная машина, намного лучше и аутентичнее любой так называемой «модели ретро». И ощущения от вождения остались такими же. Оба поколения выделяются на фоне других машин одним и тем же. Они удивительно юркие и чутко реагируют на малейший поворот руля.