Эллипс — это круг…

Полностью прибаутка звучит так: «Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат размером три на четыре». Казалось бы, причем тут студенческий фольклор, если речь пойдет о фрикционных накладках сцепления?
А вот причем. Давайте отправимся на хорошо знакомый нам Егорьевский завод АТИ и познакомимся с современной технологией изготовления накладок. Поверьте, слово «эллипс» в беседах со специалистами будет звучать гораздо чаще других терминов.
Начнем с того, что сегодня во всем мире фрикционные накладки делают из… нити. Это веление времени - сцепление высокооборотных двигателей надо защищать от инерционных нагрузок (попросту говоря, от разноса), а нить является прекрасной арматурой. Конечно, нить для формирования накладок используется особая - армированная проволокой и пропитанная специальными составами. Она может быть асбестосодержащая или безасбестовая - это уж как потребует заказчик.
Существуют два способа укладки нити: по спирали, подобно намотке на катушку, и по эллипсам. Малой осью эллипса является внутренний диаметр накладки, а большой осью - наружный диаметр. Если при навивке оси эллипса поворачивать, то его огибающие как раз и образуют требуемое кольцо - будущую фрикционную накладку. А ее поверхность напоминает своеобразную «ромашку», образованную нитями.
Соответственно, накладки так и называют: спиральнонавитые и эллипсонавитые. После навивки производится термообработка полуфабриката, механическая обработка (шлифовка, сверление отверстий под заклепки), разбраковка и упаковка. А потом готовая деталь поступает к изготовителю дисков сцепления или в запчасти.
Чем же эллипсонавитые накладки лучше других с точки зрения эксплуатации?
Рассмотрим спиральнонавитую накладку: виток спирали весьма близок к дуге окружности. Поэтому при нарушении фрикционной поверхности ведомого диска (выкрашивание, пригорание и так далее) участок нити способен «проесть» кольцевую канавку на контртеле - маховике или нажимном диске сцепления. Этот дефект так и называют - кольцевая выработка.
Эллипсонавитые накладки на такое не способны. Если точечные дефекты и возникнут, они не распространятся по концентрическим окружностям - нить-то идет по дуге эллипса к периферии! Специалисты завода говорят, что кольцевой износ контртела здесь как бы усредняется. И практика наглядно подтверждает это. В Егорьевске имеется современная лаборатория, где непрерывно проводят испытания фрикционных накладок. Методика испытаний предусматривает, в частности, имитацию 500 троганий машины с полной нагрузкой в жестком режиме. Так вот, износ нажимного диска сцепления при работе со спиральнонавитой накладкой получается в два раза большим, чем при работе с эллипсонавитой.
При этом спиральнонавитая накладка оставляет на контртеле ярко выраженный кольцевой износ, а эллипсонавитая - чистую, как бы полированную, поверхность с равномерной площадью контакта.
Кроме этого, эллипсонавитые накладки стабильнее по весу, чем спиральнонавитые. Дело в том, что нить для «эллипсов» перед поступлением на навивочный станок проходит пропитку и сушку. А поэтому может дозироваться по весу на специальном приспособлении с точностью до двух грамм. «Спиральная» технология такой возможности лишена - там, увы, работают с так называемым «мокрым брикетом».
И вообще, работа с нитью для эллипсонавитых накладок позволяет творить чудеса. Например, так называемые «отжим», «привес» и прочие тонкости дают возможность задавать требуемый коэффициент трения будущего изделия.
Перечислять достоинства этой технологии можно долго. Недаром весь мир давно отказался от спиральной навивки - только эллипсы, эллипсы… Да и Егорьевский завод освоил эту технологию лет 15 назад и поставлял эллипсонавитые накладки, например, в Ульяновск и на Заволжский моторный. А вот для «жигулей» такие изделия пошли сравнительно недавно - года два назад. Но на заводе продолжают выпускать и спиральнонавитые накладки, обзывая их «девятнадцатым веком». Почему?
Все объясняется инертностью рынка запчастей. Привыкли там к таким накладкам, причем не к «спирали» как таковой (о технологиях большинство потребителей и не ведает), а к внешнему виду - фактуре, рисунку, цвету… На «ромашку» смотрят с подозрением - что, как, почему не похожа на ту, что на моей «шестерке»? Поэтому и приходится пока выпускать спиральнонавитые кольца.
Но пройдет год-два, и положение изменится.
В Егорьевске это хорошо понимают и уже сегодня выходят на вторичный рынок с предложениями эллипсонавитых накладок. Кстати, как асбестовых, так и безасбестовых - ведь технология по своей сути при этом не меняется, все дело в нитке и пропитке. С асбестом работать даже проще. Судите сами - коэффициент трения изделия должен лежать в пределах от 0,3 до 0,4. А у асбеста он, можно сказать, уже готовый - 0,35. А сколько нужно повозиться с ингредиентами заменителей, чтобы выйти на этот показатель? Но это так, к слову…
Какие же фрикционные накладки будут стоять на нашей технике лет через десять-пятнадцать? Безусловно, эллипсонавитые и… классические, формованные из массы. Да, да, для тихоходных механизмов они предпочтительнее хотя бы потому, что дешевле эллипсонавитых, а разнос при работе на автопогрузчике или на дорожной машине им не грозит. А вот к спиральнонавитым накладкам возврата уже не будет никогда. Так что пора, пора привыкать к мысли, что «эллипс - это круг…»


Партнеры:
  • Заказать промышленные пылесосы Nilfisk-ALTO с доставкой по Москве рекомендуем на этом сайте.